Общественное мнение всегда порицает тех взрослых, которые вовлекают в сексуальные отношения несовершеннолетних. Когда взрослый мужчина живет с девочкой, это, безусловно, осуждается, но если женщина становится любовницей подростка, общество встает на дыбы и клеймит ее самыми позорными словами.

В моей практике было немало таких случаев, и, скажу сразу, все они заканчивались драматически. Помню, например, 15-летнего Митю: он влюбился в своего тренера. В то время 38-летняя Светлана работала в летнем спортивном лагере, Митя занимался в секции, которой она руководила. Вначале мальчик приносил ей букетики полевых цветов, писал стихи, бегом выполнял все ее поручения... Где была она, там и он.

Над его влюбленностью немного подшучивали другие воспитатели. Но в лагере вообще царила атмосфера влюбленности, и Светлана остужая ухажера, терпеливо повторяла, что она всего лишь тренер, а он ее ученик. И все же со временем ее отношение к мальчику изменилось, что вполне объяснимо: Светлана- бездетная вдова, у нее нет ни друзей, ни близких родных. Как-то ночью, проснувшись вся в слезах, она поняла, что все годы после смерти мужа была очень одинокой. Работа и пустая квартира - вот ее удел.

И тогда она решила, что это ее последний шанс - годы уходят, и надо брать от жизни все. Если судьба дарит ей счастье, то «плевать на условности». На душе сразу стало легче. Валерия вскочила посреди ночи и побежала на речку купаться. Долго плавала, пела, звала Митю по имени, думая, что ни-кто ее не слышит. А когда вышла на берег, попала в объятия своего юного друга. Легко и без колебания отдалась ему. Такое с ней было впервые в жизни.

Днем они постоянно были вместе, а ночью Митя тайком пробирался к ней в комнату. Так продолжалось почти три месяца. Когда сезон закончился, оба плакали, клялись друг другу в вечной любви, но реально не представляли, как им быть вместе. Валерия жила и работала в Москве, а Митя - в пригороде, учился в школе.

Они встречались по выходным. Разлука в несколько дней была тягостной для обоих. Светлана не находила себе места, ждала его звонков, ежедневно писала ему письма, посылала телеграммы с признаниями в любви. В субботу с первой же электричкой ехала на свидание. Они гуляли по улице. На них с недоумением оборачивались - мальчика все здесь знали, а он держал за руку 38-летнюю женщину. «Доброжелатели» подробно обо всем сообщили родителям, и те устроили ему допрос с пристрастием.

Тогда парочка решила проводить время в ее квартире.

Так продолжалось около года. Оба понимали, что положение безвыходное. Как-то раз Митя остался у нее на несколько дней, сказав, что больше домой не вернется - там его совсем затравили. И тогда к Светлане явились родители Мити. Мать мальчика устроила страшный скандал, обзывала ее грязными словами, затем выбежала на балкон и оттуда кричала всем соседям, что она думает по поводу женщины, которая губит ее сына. Пригрозив, что подаст в суд за совращение несовершеннолетнего, она силой увезла отпрыска.

Светлана очень страдала в разлуке и решилась на новую встречу. Митя был в компании приятелей и нетрезв. Увидев ее, он выкрикнул несколько оскорбительных слов в ее адрес, велел ей убираться и больше не приставать к нему.

В смятении чувств Светлана, не разбирая дороги, бросилась на станцию и спрыгнула с платформы под электричку. По счастью, та уже тормозила. Женщина получила множественные переломы, но осталась жива, потом долго лечилась от депрессии.

Она приходила ко мне на прием в течение нескольких месяцев, потом ее долго не было, а спустя года полтора она снова появилась и рассказала, что виделась с Митей. Тот стал выпивать и уже побывал в психиатрической больнице. Родители не знают, как управиться с сыном, - дерзит, не слушается, школу бросил, не хочет ни учиться, ни работать. Светлана в тревоге спрашивала: не она ли исковеркала судьбу мальчику?..

Мои рассуждения о том, что сексуальная связь взрослой женщины с подростком противоестественна, она, кажется, не слышала, как и монолог о перверсии - в данном случае устойчивом влечении именно к мальчикам-подросткам при отсутствии интереса к взрослым мужчинам. «В этом случае, - уточнила я, - речь идет уже о сексуальном извращении, которое называется эфебофилией». «Нет-нет, - откликнулась Валерия, - ко мне это отношения не имеет».

Вообще же подобная ситуация не нова. В жизни многих мужчин хотя бы раз, но была связь со взрослой женщиной. Некоторые женщины вообще любят выступать в роли наставницы и обучать мальчиков всем премудростям плотской любви. При этом они могут испытывать материнские чувства к подростку. Но есть женщины, которым нравятся именно искренность, привязанность и романтические чувства подростков.

Эту проблему нельзя оценивать однозначно. Ведь нередко чувства бывают обоюдными - влюбленность юноши вполне искренняя. И все же конфликта не избежать - он происходит, когда вмешиваются другие, чаще всего родители. Арбитром здесь быть сложно: сочувствие и сопереживание вызывают все участники конфликта - и подросток, которому родители запрещают встречаться с любимой, и женщина, которую все осуждают, и родители, которые беспокоятся о своем ребенке.

Но, к сожалению, бывают случаи, когда женщина просто-напросто принуждает «объект внимания» к интимной близости - не обязательно с помощью физического насилия, чаще используется его зависимость или психологическое давление (угрозы, запугивание, шантаж). Вот тому очередной пример, зафиксированный мною в книге «Энциклопедия сексуальных тайн».

ириллу 15 лет. Он высокий, красивый мальчик, выглядит старше своих лет, спортсмен. У него была девочка, в которую он был влюблен. Но в восьмом классе его начала буквально преследовать тренер (опять тренер!) женской баскетбольной команды. Она постоянно попадалась ему на пути, заигрывала, говорила двусмысленности, предлагала вместе провести вечер у нее дома, под разными предлогами заходила в раздевалку, когда он там переодевался.

Она ему совершенно не нравилась. Мальчик избегал ее, опаздывал на тренировки, надеясь, что та подумает, будто он заболел. Подросток старался постоянно находиться среди остальных парней, чтобы не дать возможности женщине подойти к нему с очередным приглашением. Крупная рослая женщина внушала ему чисто физическое отвращение.

Однажды они были на соревнованиях в соседнем городе, и тренер вошла в номер Кирилла. Несмотря на явное его смущение, села рядом, обняла за плечи. Кирилл сидел напряженный, не зная, как себя вести. Нагрубить или оттолкнуть взрослую женщину ему не позволяло воспитание.

Когда она стала расстегивать ему брюки, он резко вскочил и возмущенно спросил: «Зачем вы это делаете? Как вам не стыдно?! Вы же в матери мне годитесь!» Она в ответ засмеялась и сказала, что это не имеет ровным счетом никакого значения, в любви нет возраста, а если он еще девственник, то она будет ему хорошей учительницей. Она почти стянула с него брюки. В этот момент вошел руководитель сборной вместе с двумя ребятами из команды. Все застыли на месте, а женщина заявила, что Кирилл сам заманил ее в свой номер и стал домогаться.

Кирилла строго отчитали «за аморальное поведение» и чуть не исключили из команды. Самым обидным для него было то, что никто за него не вступился, хотя все видели, что она многие месяцы сама его преследовала. Не выдержав, подросток предпринял попытку самоубийства.

Между тем, если идет речь о растлении несовершеннолетнего или принуждении его к действиям сексуального характера, тогда это подпадает под статью Уголовного кодекса. Но в реальной жизни вряд ли имеют место случаи (по крайней мере, я не знаю), когда взрослую женщину в уголовном порядке наказали бы за такое.

Крайне редко, но все же бывает, что взрослая женщина растлевает совсем маленького мальчика, даже не достигшего половой зрелости. В литературе описаны случаи, когда в прошлом веке и начале нашего века гувернантки сожительствовали со своими малолетними воспитанниками. В наше время мальчиков растлевают, как правило, психически больные или умственно отсталые женщины: они приучают ребенка лизать их половые органы или стимулировать клитор рукой, а сами в это время возбуждают его половой член.

В моей врачебной практике был подобный случай, когда восьмилетнего Толю мать отправила на все лето в деревню к бабушке. Примерно через неделю соседка затопила баню, и бабушка Толи попросила ее взять мальчика с собой и помочь ему помыться.

О 35-летней соседке Валентине деревенские жители говорили, что она со странностями. У нее были две дочери, прижитые неизвестно от кого, так как замужем она никогда не была.

Со слов мальчика, соседка сначала помыла своих дочерей, а потом позвала Толю. Намыливая его, она стала играть с его пиписькой, приговаривая: «Ты смотри, что у нас уже есть! Почти настоящий мужчина!» Ласки мальчику были приятны, и спустя некоторое время у него возникла эрекция, а потом Толе стало «хорошо». Женщина рассмеялась и сказала, что теперь он точно стал «настоящим мужчиной». Валентина легла на лавку и попросила Толю тоже «поиграть» с нею и показала мальчику, где он должен гладить. Как он сам позже рассказывал, вскоре тетя Валя «вся задергалась» и громко за-стонала. Ребенок испугался, что нечаянно сделал ей больно, но она спрыгнула с лавки, подхватила мальчика на руки и принялась кружиться и целовать его, уверяя, что ей тоже было «очень хорошо». Она усадила Толю на колени и просила никому ничего не рассказывать.

Так продолжалось все лето. А потом Толя вернулся домой и спустя время попросил свою мать поиграть с ним так же, как это делала тетя Валя: снял штанишки и показал. Мать мальчика пришла в ужас и привела ребенка ко мне на консультацию.

подобных обстоятельствах, советуем мы, самое главное - разрушить сложившуюся ассоциативную связь между приятными ощущениями, которые уже испытал ребенок, и теми действиями, с помощью которых он испытывал удовольствие. Тогда вся «цепь» со временем разрушится и забудется. Ну а если нет возможности проконсультироваться с детским психиатром или сексопатологом, надо постараться переключить внимание ребенка на что-то другое и, конечно, при условии, что общение с растлительницей полностью исключено.

Да и вообще, допуская в свою семью кого-то, приглашая к ребенку няню, будьте осмотрительны. Приглядитесь к ней: как она относится к подопечному, нет ли каких-либо странностей в ее поведении.

То же самое относится и к людям, которых вы считаете своими давними знакомыми, а также дальними родственниками. Если взрослая женщина проявляет повышенное внимание к вашему ребенку, часто сажает его к себе на колени, тискает, целует, не успокаивайте себя тем, что просто ваш ребенок настолько хорош, что трудно удержаться и не уделить ему внимание. Будьте бдительны: излишнее внимание к чужому ребенку нормальному человеку обычно несвойственно. Не успокаивайте себя тем, что ваша дальняя родственница вообще любит детей. Совращают и растлевают именно очень хорошие знакомые, которые чаще всего и бывают в вашем доме.

Что же касается подростков... Все подростки влюбчивы, и объект влюбленности часто меняется. Возможно, в самый острый момент он на грани отчаяния и даже подумывает о самоубийстве, но уже через пару месяцев забудет о своем увлечении и влюбится в ровесницу...

Ольга КРУГЛОВА,www.privatelife.ru/2006/gd06/n2/10.html
врач-психиатр,
кандидат медицинских наук